Образовательные стандарты

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования

С 1 сентября 2013 г. вступил в силу Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», который внёс ряд существенных изменений в систему образования Российской Федерации и, в частности, в дошкольное образование.

Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» (от 29 декабря 2012 г.) дошкольное образование является уровнем общего образования и неотъемлемой частью системы непрерывного образования.

Основная образовательная программа дошкольного образования разрабатывается на основе ФГОС и с учетом вариативных примерных основных образовательных программ. Примерные программы должны пройти экспертизу в Министерстве образования и науки РФ и войти в единый реестр образовательных программ.

Уровень образования - завершённый цикл образования, характеризующийся определённой единой совокупностью требований.

Для сравнения: прежде статус дошкольного образования не был определен. Дошкольное образование юридически не считалось уровнем или ступенью уровня образования, что позволяло относиться к нему по «остаточному принципу».

Уровень ДО – особенный:

1) необязательность уровня ДО в РФ

2) отсутствие возможности вменения ребёнку какой-либо ответственности за результат.

Совокупность обязательных требований к образованию определённого уровня, утверждённых федеральным органом исполнительной власти называется Федеральным государственным образовательным стандартом.

Следовательно, для дошкольного образования, как и для всех уровней образования в Российской Федерации, устанавливается федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС).

Приказ Минобрнауки России N 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования», вступивший в силу 16 марта 2010 г., передаёт эстафету Приказу Минобрнауки №1155 «Об утверждении Федерального государственного стандарта дошкольного образования», который вступит в силу с 1 января 2014 года.

Приказ Минобрнауки РФ от 17.10.2013 г. №1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования

1. Утвердить прилагаемый федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования

2. Признать утратившими силу приказы Министерства образования и науки Российской Федерации:

от 23 ноября 2009 г. № 655 «Об утверждении и введении

в действие федеральных государственных требований

к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования»

от 20 июля 2011 г. № 2151 «Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования»

3. Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2014 года

Разработкой стандарта дошкольного образования занималась специально созданная 30 января 2013 года рабочая группа во главе с директором Федерального института развития образования Александром Григорьевичем Асмоловым.

Стандарт устанавливает требования, обязательные при реализации Программы, в том числе: к структуре основных образовательных программ; к условиям их реализации; и к результатам их освоения.

 

Структура документа (ФГОС ДО):

Общие положения

Требования к структуре ООП ДО

Требования к условиям реализации ООП ДО:

к психолого-педагогическим условиям

к развивающей предметно-пространственной среде

к кадровым условиям

к материально-техническим условиям

к финансовым условиям

Требования к результатам освоения ООП ДО

Стандарт разработан на основе Конституции Российской Федерации и законодательства РФ и с учётом Конвенции ООН о правах ребёнка. В перечисленных документах заложены следующие основные принципы:

Основные принципы стандарта:

Поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека

Личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей

Уважение личности ребёнка

Реализация программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной

и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребёнка.

Основные принципы ДО:

Полноценное проживание ребёнком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение детского развития

Индивидуализация дошкольного образования

Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником образовательных отношений

Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности

Сотрудничество Организации с семьёй

Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства

Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности

Соответствие условий, требований, методов возрасту

и особенностям развития детей (возрастная адекватность)

Учёт этнокультурной ситуации развития детей

Цели стандарта:

Повышение социального статуса ДО

Обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребёнка в получении качественного дошкольного образования

Обеспечение государственных гарантий уровня

и качества образования на основе единства обязательных требований

Сохранение единства образовательного пространства РФ относительно уровня дошкольного образования

Задачи Стандарта:

Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей,

в том числе их эмоционального благополучия

Обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ОВЗ)

Обеспечение преемственности ООП ДО и НОО

Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребёнка …

Объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения…

Формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности, формирование предпосылок учебной деятельности

Обеспечение вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм ДО, возможности формирования Программ различной направленности с учётом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей

Формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей

Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи

и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей

Содержание Программы должно охватывать следующие определенные образовательные области (направления развития и образования детей)

Социально-коммуникативное развитие

Познавательное развитие

Речевое развитие

Художественно-эстетическое развитие

Физическое развитие

Личностное развитие проходит через все 5 образовательных областей. В ФГТ это было 4 направления развития детей.

Рассмотрим задачи в каждой образовательной области.

Социально-коммуникативное развитие

Основная цель - позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи,

общества и государства

Основные задачи:

Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе…

Развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками

Становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции…

Развитие социального и эмоционального интеллекта…

Формирование готовности к совместной деятельности

Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации

Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества

Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Основные направления реализации ОО «С-К развитие»

Развитие игровой деятельности с целью освоения различных социальных ролей;

Формирование основ безопасного поведения в быту, в социуме, в природе;

Трудовое воспитание;

Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста.

Познавательное развитие

Основная цель – развитие познавательных интересов и познавательных способностей детей, которые можно подразделить на сенсорные, интеллектуально-познавательные и интеллектуально-творческие

Основные задачи:

Развитие интересов, любознательности и познавательной мотивации

Формирование познавательных действий, становление сознания

Развитие воображения и творческой активности

Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях народа, об отечественных традициях и праздниках, планете Земля как общем доме людей, об особенностях природы, многообразии стран и народов мира

Речевое развитие

Основная цель – формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа.

Основные задачи:

Овладение речью как средством общения и культуры

Обогащение активного словаря

Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи

Развитие речевого творчества

Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха

Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы

Формирование звуковой аналитико – синтетической активности как предпосылки обучения грамоте

Основные направления работы по развитию речи детей в дошкольной организации

Развитие словаря

Развитие звуковой культуры речи

Формирование грамматического строя

Развитие связной речи

Формирование элементарного осознания явлений языка и речи

Воспитание любви и интереса к художественному слову

Средства развития речи

Общение взрослых и детей

Культурная языковая среда

Обучение родной речи на занятиях

Художественная литература

Изобразительное искусство, музыка, театр

Занятия по другим разделам программы

 

Художественно-эстетическое развитие

Основные задачи:

Развитие предпосылок ценностно – смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы

Становление эстетического отношения к окружающему миру

Формирование элементарных представлений о видах искусства

Восприятие музыки, художественной литературы, фольклора

Стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений

Реализация самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.)

Физическое развитие

Основная цель:

гармоничное физическое развитие

формирование интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой

формирование основ здорового образа жизни

Основные задачи (оздоровительные, воспитательные, развивающие):

Приобретение опыта в двигательной деятельности…

Развитие физических качеств…

Правильное формирование опорно – двигательной системы организма, развитие равновесия, координации движений, крупной и мелкой моторики

Правильное выполнение основных движений

Формирование начальных представлений о некоторых видах спорта

Овладение подвижными играми с правилами

Становление целенаправленности и саморегуляции

в двигательной сфере

Становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами …

Направления физического развития:

Приобретение детьми опыта в двигательной деятельности:

связанной с выполнением упражнений

направленной на развитие таких физических качеств как

координация и гибкость

способствующей правильному формированию опорно- двигательной системы

организма, развитию равновесия, координации движений, крупной и мелкой моторики

связанной с правильным, не наносящим вреда организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны)

Становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере

Становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.)

Программа состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения реализации требований Стандарта.

Обязательная часть Программы предполагает комплексность подхода, обеспечивая развитие детей во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях.

В части, формируемой участниками образовательных отношений, должны быть представлены выбранные и/или разработанные самостоятельно участниками образовательных отношений Программы, направленные на развитие детей в одной или нескольких образовательных областях, видах деятельности и/или культурных практиках (далее – парциальные образовательные программы), методики, формы организации образовательной работы.

Объём обязательной части Программы рекомендуется не менее 60% от её общего объёма; части, формируемой участниками образовательных отношений, не более 40% ( сравнить с ФГТ).

Программа включает три основных раздела: целевой, содержательный и организационный, в каждом из которых отражается обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений.

Целевой раздел включает в себя:

пояснительную записку

планируемые результаты как целевые ориентиры освоения Программы

В пояснительной записке отражены:

Цели и задачи реализации Программы

Принципы и подходы к формированию Программы

Значимые характеристики, в т. ч. характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста

Планируемые результаты конкретизируют требования Стандарта к целевым ориентирам с учётом:

возрастных возможностей и индивидуальных различий детей

особенностей развития детей с ОВЗ, в том числе детей-инвалидов

Содержательный раздел включает:

описание образовательной деятельности в соответствии с пятью образовательными областями, с учётом используемых ПООП

и методических пособий, обеспечивающих реализацию данных программ

описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы

описание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей

особенности образовательной деятельности разных видов

и культурных практик

способы и направления поддержки детской инициативы

особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями

иные характеристики содержания Программы, наиболее существенные с точки зрения авторов

Часть ОП, формируемая участниками образовательных отношений

Включает различные направления, выбранные участниками образовательных отношений из числа парциальных и иных программ и/или созданных ими самостоятельно

Учитывает образовательные потребности, интересы и мотивы детей, членов их семей и педагогов и может быть ориентирована на:

специфику национальных, социокультурных и иных условий

выбор тех парциальных программ и форм организации работы

с детьми, которые в наибольшей степени соответствуют потребностям и интересам детей, а также возможностям педагогического коллектива

сложившиеся традиции ДОО (группы)

Условия реализации программы:

к психолого-педагогическим условиям

к развивающей предметно-пространственной среде

к кадровым условиям

к материально-техническим условиям

к финансовым условиям

Перечисленные условия обеспечивают полноценное развитие детей во всех образовательных областях, на фоне их эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и к другим людям.

Требования к психолого-педагогическим условиям реализации ООП ДО

Для успешной реализации Программы обеспечены следующие психолого-педагогические условия:

Уважение к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях

Использование в образовательной деятельности форм и методов работы, соответствующих возрастным и индивидуальным особенностям детей

(недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей)

Построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребёнка и учитывающего социальную ситуацию его развития

Поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей в разных видах деятельности

Поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности

Возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения

Защита детей от всех форм физического и психического насилия

Поддержка родителей в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность

При реализации Программы проводиться оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики. Педагогическая диагностика – оценка индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанная с оценкой эффективности педагогических действий и лежащая в основе их дальнейшего планирования.

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 373 от 6 октября 2009 г. «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1897 от 17 декабря 2010 г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 413 от 17 мая 2012 г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования»

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" (http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html)

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 28 февраля 2014 г. N 08-249 г. Москва "Комментарии к ФГОС дошкольного образования" (http://legalacts.ru/doc/pismo-minobrnauki-rossii-ot-28022014-n-08-249/)

Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. N 544н г. Москва "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)" (https://rg.ru/2013/12/18/pedagog-dok.html)

Целевые ориентиры ФГОС ДО

План-график (дорожная карта) внедрения ФГОС в МДОУ №21

Отчет о реализации плана-графика мероприятий (дорожная карта) по введению в действие ФГОС ДО МДОУ №21

Кадровая политика дошкольного обрзовательного учреждения в условиях реализации профессионального стандарта "педагог".

 


Официальный сайт 
Министерства образования и науки Российской Федерации:
 
minobr_gerb.png (52×57)

Федеральный портал "Российское образование":
logo.jpg (316×109)

Информационная система "Единое окно доступа к образовательным ресурсам":
Единое окно доступа к образовательным ресурсам

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов:
title.gif (202×104) width="200"

Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов:
top1.jpg (111×171)

Портал "Образование ПРИАНГАРЬЯ"
edu38.png